...страницы культурной истории Новосибирска


Совершенно особую страницу в истории музыкальной культуры Новосибирска вписала Великая Отечественная война. В наш город были эвакуированы многие значительные коллективы и музыкальные деятели страны. Москва, Ленинград, Саратов, Рязань, Харьков, Одесса, Винница, Минск – вот далеко не полный перечень городов, откуда приехали музыканты. Одни пополнили коллективы музыкальных школ, преподавали на курсах при областном Доме народного творчества, в кружках при клубах, другие руководили самодеятельностью, работали концертмейстерами. Некоторые коллективы (например, Джаз-оркестр Л. Утесова) действовали как самостоятельные организации.
Эвакуированные композиторы вместе с сибирскими создали в 1942 году Сибирское отделение Союза композиторов РФ (СО СК РФ). Однако более всего музыкальную жизнь города изменила Ленинградская филармония. Три года ее работы (с сентября 1941 по август 1944 года) оставили яркую страницу в истории Новосибирска, наполнили музыкальную жизнь такой интенсивностью, при столь высоком художественном содержании, каких город еще не знал. Ленинградские музыканты включили в сферу своей деятельности многие города региона, оказав влияние на музыкальную жизнь Сибири в целом. Говоря о роли Ленинградской филармонии, важно подчеркнуть, что Новосибирск впервые соприкоснулся не просто с высокопрофессиональным искусством, но и с творчеством «звезд» первой величины.
«Сердцевину» творческого коллектива филармонии составлял симфонический оркестр, выступать с которым почитали за честь многие дирижеры и солисты Европы. «Оркестр Ленинградской филармонии во всех отношениях отвечает требованиям, которые могут быть предъявлены исключительно к первоклассным симфоническим оркестрам», – писал немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. В Новосибирск оркестр приехал во главе с Е. Мравинским, тогда еще молодым музыкантом, занявшим пост главного дирижера вскоре после победы на Всесоюзном конкурсе. Но он уже в первые годы своей работы проявил те качества дирижера, которые выдвинули его в ряд крупнейших дирижеров мира.
«Очередными» дирижерами оркестра были эмигрировавший в СССР накануне войны немецкий дирижер К. Зандерлинг, глубокий знаток творчества европейских классиков и педантичный интерпретатор исполняемой музыки (в дальнейшем – заслуженный деятель искусств России, действительный член Академии искусств ГДР, главный дирижер Городского симфонического оркестра Берлина). Симфоническому оркестру не уступал мастерством и славой всемирно известный струнный квартет филармонии. Идеальным в художественном смысле ансамблем назвал коллектив еще сам А. Глазунов, чье имя он носил. Яркие музыканты входили в состав Концертного бюро филармонии.
Душой коллектива филармонии был ее художественный руководитель И. Соллертинский – личность уникальная: музыковед, литературовед, театровед, профессор, блестящий лектор, человек, владевший несколькими иностранными языками. Он во многом способствовал тому, что Ленинградская филармония заняла одно из ведущих мест в ряду лучших концертных организаций мира.
В Новосибирске Ленинградская филармония работала без скидок на войну, на провинциальные условия, недостаточную подготовленность публики. Событиями выдающегося значения отмечен практически каждый ее концертный сезон. В числе самых запомнившихся публике было исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича в июне 1942 года. Л. Утесов после премьеры писал: «Я только что вернулся домой с концерта необыкновенного… Это настолько захватывающе грандиозно, что разобраться в своих чувствах я бессилен. Одно знаю – это бессмертно, как все великое в искусстве. В этом концерте было все, что делает искусство настоящим: гениальный композитор, талант-дирижер и художник-оркестр».
На премьере Седьмой симфонии в Новосибирске присутствовал композитор. Исполнительскую интерпретацию симфонии Е. Мравинским и оркестром он оценил выше других. «Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск и услышать родные, неповторимые звучания: ни один из оркестров, игравших мои произведения, не добился такого совершенного воплощения моих замыслов».
Восстановление собственных учреждений музыкальной культуры Новосибирска началось задолго до окончания войны. Осенью 1942 года возобновились работы по завершению строительства оперного театра. В январе 1943 года восстановлен хор радиокомитета. В течение 1944 года создан Сибирский русский народный хор, началось формирование труппы оперного театра, вновь начал работу Оркестр русских народных инструментов. В 1945 году был открыт оперный театр, музыкальное училище, восстановлен симфонический оркестр радиокомитета. В августе 1944 года Ленинградская филармония уехала из Новосибирска, а в октябре очередной сезон открыла Новосибирская филармония. С января 1945 года возобновились симфонические концерты.


Послевоенное десятилетие началось событием выдающегося значения: премьерой оперы М. Глинки «Иван Сусанин» 12 мая 1945 года открылся Новосибирский театр оперы и балета. Премьера эта проходила в атмосфере особой значимости, вероятно, потому, что прошло всего три дня после окончания войны, выбранная для нее опера как никакая другая соответствовала времени. Кроме того, новосибирский театр сразу был воспринят как театр всесибирский, а его открытие – событием регионального значения, не случайно на премьере присутствовали представители многих городов Советского Союза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий